Советы и рекомендации по автоперевозке фруктов и овощей для импортёров и торговых сетей. Каким образом сохранить аромат, свежесть и вкус? Как увеличить сроки хранения? Каковы основные причины потери качества и что нужно предпринять, чтобы этого избежать?

С качеством доставки фруктов и овощей у импортёров и торговых сетей всегда возникает много нареканий и вопросов. Очень часто бывает так, что фрукты и овощи приходят испорченные или достаточно быстро портятся на складах или даже на прилавках.

Грузоперевозчик старается защитить себя, показывая термограф, подтверждает соблюдение температурного режима, данные тахографа, которые говорят о том, что груз ехал со скоростью 60 км/ч и в последнее время всё чаще показывают спутниковую карту движения, указывая на то что автоперевозка осуществлялась по хорошим дорогам.

Очень часто споры возникают о соблюдении температурного режима при погрузке овощей и фруктов. Так как после того как товар вывезли со склада, он может простоять на пандусе во время погрузке 2 или 3 часа, причём в рефприцеп которая стояла всё это время с открытыми дверями. Понятно, что рефрижератор всё это время лишь поддерживал температуру и не морозил.  Также нужно отметить, что транспортная упаковка не обеспечивает сохранность овощей и фруктов от толчков машины во время движения. Качество упаковки и товара фиксируется при загрузке в машину. Тем не менее, по пути от производителя к покупателю фруктам и овощам не удаётся избежать потерь качества.

Ежегодно в Россию поставляется сотни тысяч тонн овощей и фруктов с различных уголков нашей планеты, основными экспортёрами в этой категории товара являются страны ЕС, Австралии, Турции, страны Латинской Америки, страны Африки, Китай.

Но, несмотря на большой опыт в грузоперевозках овощей и фруктов, накопленный многими компаниями, всё постоянно почему-то забывают о совместимости продуктов при хранении и перевозке. А ведь именно это может запустить процессы, влияющие на ускоренную порчу овощей и фруктов.

Очень часто бывает так, что импортёр и ритейлер, закупая товар напрямую за рубежом или у оптовика в РФ, для экономии средств и времени на доставку делают сборную партию в ассортименте и с разных мест отгрузки и хранения. Безусловно смешанная перевозка и хранение нескольких видов сельхозпродукции предполагают профессиональные знания, опыт и подход, так как в виду своих специфических свойств и особенностей одни продукты могут навредить другим.

Есть два вида международных перевозок фруктов и овощей и грузоперевозок по РФ (16-21 тонн в термомашине/рефмашине/контейнере) по варианту загрузки:

— первая, когда например, грузят только яблоки, или только чеснок, такая загрузка называется – однотипная;

— вторая, когда в автомашину загружают, например мандарины и добавляют манго, бананы и авокадо, такая загрузка называется ассортиментная;

Есть ряд рекомендаций по совместной перевозке и хранению отдельных наиболее популярных овощей и фруктов.

Рекомендации по транспортной упаковке, загрузке в автомашину и транспортировке.

Конечно, первая и очень важная рекомендация заключается в том, что любые фрукты и овощи просто необходимо перевозить на специализированном транспорте, который оснащён рефрижераторными установками с термографом. Причём прицеп должен обязательно пройти дезинфекцию перед загрузкой.

Рефрижераторная установка предназначена для поддержания температурного режима. Необходимо помнить, что при загрузке фруктов и овощей надо оставлять зазоры от 3 до 5 сантиметров между каждыми двумя рядами, также оставлять от 30 до 50 сантиметров до потолка, а внизу должны быть каналы. Всё это необходимо, чтобы воздух мог обволакивать все коробки, иначе равномерного распределения температуры в грузовом отсеке просто не получиться. Не надо забивать коробки под потолок и вплотную.

Грузоперевозку овощей и фруктов необходимо производить в экологически чистых и безопасных упаковках, таких как специализированная бумага, стружка, полиэтиленовая плёнка. Одним из основных назначений упаковки в данном случаи является предотвращение трения и столкновения плодов, так как эти процессы напрямую сказываются на дальнейшем качестве продукции. Помимо этого, нужно помнить о том, что более твёрдые продукты надо располагать внизу, а более мягкие наверху.

Для гарантии сохранности продукции от ударов следует перевозить груз со скоростью до 60 км в час по региональным трассам и не более 90 км в час по федеральным трассам.

Секреты установки влажности и температуры.

В большинстве случаев, секрет успешной транспортировки кроется в том, чтобы после того как двери прицепа будут закрыты, поставить на 2 – 4 часа температуру на несколько градусов ниже или выше рекомендованной. Такой приём позволяет создать в грузовом отсеке температуру, которую овощи и фрукты получили на складе, что в свою очередь сводит к минимуму вероятность повреждения продукции теплом или холодом.

Похожим образом поступают и с влагомером (гигрометром), потому что влажность – это второй по важности показатель, который влияет на качество сохранности фруктов и овощей.

Этиленовая совместимость, то о чём многие не знают.

Очень многие плоды активно выделяют этилен – бесцветный газ с едва различимым запахом из-за аромата овощей и фруктов. Одни культуры выделают его в малых количествах, другие в больших. Но при всём при том, все культуры по-разному подвержены влиянию этого газа.

Этилен воздействует на овощи и фрукты, вызывая активное дозревание, даже если они были собраны в состоянии не полной зрелости. Таким образом, усиленно выделяемый этилен одними плодами может воздействовать на плоды другой культуры, которые уже находятся в стадии оптимальной зрелости, тем самым оказав негативное влияние на сохранность и качество.

Для поддержания оптимальных условий необходимо отдельное хранение и перевозка продуктов, которые выделяют этилен. Но зачастую такого соседства не удаётся избежать по экономическим причинам. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы такие культуры были расположены на максимальном расстоянии от других плодов.

Так называемый эффект саморазгона может проявиться уже при выгрузке или даже на складе, даже если вы постарались разместить «опасные» культуры на максимальном расстоянии и выполнили все вышеописанные условия. Ярким примером  вредного соседства могут служить бананы. Их не при каких обстоятельствах не следует перевозить или хранить вместе с яблоками, или например с грушами. Бананы при таком соседстве не продержатся даже двух дней.

Обработка химическими соединениями:

К слову сказать, этилен является не единственным веществом, которое может повлиять на качество фруктов и овощей при перевозке и хранении. Многие виды фруктов и овощей специально обрабатывают химическими соединениями, дабы продлить их срок годности. Так например фруктово-овощные культуры подвергают обработке бромистого метила или фунгицидов перед началом транспортировки. Также для многих плодов используется дополнительная обработка. Так например, яблоки и различные разновидности цитрусовых, для увеличения сроков хранения, обрабатывают сорбиновой кислотой или дефинолом.

Таким образом приходиться ещё и учитывать различные обработки плодов различных культур при выборе соседства в грузовом отсеке.

Резкие запахи.

Многие сильно пахнущие культуры выделяют резкие запахи, которые могут передаться соседним плодам. К таким культурам относят картофель, лук, чеснок, цитрусовые.

Вместо заключения.

Кажется, что нет ничего сложного, обычные правила, которые необходимо знать и соблюдать. Но вышеперечисленные требования могут выполнить не все транспортные  компании. Поэтому прежде чем поручить такое ответственное дело как перевозка овощей и фруктов не профессионалам, хорошенько подумайте о том, готовы ли вы рискнуть сохранностью вашего груза, деловой репутацией и здоровьем потребителей.

Доверьте свой груз профессионалам автотранспортной компании «Никополь». Мы делаем движение правильным!

Share This